Летние месяцы это время путешествий для многих россиян, но проблемы со здоровьем могут случиться и во время отпуска. По закону, имея полис ОМС, вы можете бесплатно лечиться в любом регионе Российской Федерации. А вот на практике - страховые компании ежегодно регистрируют случаи нарушения этого закона. Иногородним пациентам отказывают в лечении по тем или иным причинам. Этих причин столько, что страховщики (ВСС) даже составили свой рейтинг топ 10 нарушений прав пациентов в отпусках, а так же дали рекомендации - что делать если вам отказано в лечении не по месту регистрации.
Итак, список самых частых нарушений наших прав выглядит следующим образом:
Что же делать в таких случаях? Нужно хорошо знать свои права и твердо настаивать на выполнении медицинскими работниками своих обязанностей, если речь идет о государственной медицине:
Пациент не может претендовать на лечение по полису ОМС в двух наиболее распространенных ситуациях. Во-первых, при обращении в медучреждение, которое не финансируется за счет ОМС по определенному профилю. Во-вторых, если само лечение не входит в число тех, которые финансируются за счет ОМС.
Базовая программа ОМС утверждается Постановлением правительства РФ и абсолютно одинакова во всех регионах России. То есть, любое острое состояние или обострение хронического заболевания, зубная боль, ушибы, отравления, аллергия или солнечный удар — все это поводы обратиться за бесплатной помощью в поликлинику или больницу, работающую в системе ОМС.
При ухудшении состояния гражданин также имеете право на бесплатную скорую помощью и неотложную амбулаторную. Более того, при оказании экстренной медпомощи в случаях, угрожающих жизни человека, предъявление полиса ОМС не требуется. Такая помощь оказывается всем без исключения бесплатно и безотлагательно.
Человек имеет право получить больничный лист в любом регионе страны. Все зависит от медицинских показаний, которые говорят о том, что он нетрудоспособен. Если вы не можете пойти в поликлинику — вызывайте врача на дом. Медпомощь на дому также должна быть оказана по полису ОМС.
Полис ОМС позволяет обратиться в любом месте страны и за плановой медпомощью. Однако плановое лечение, например, коррекция дозы инсулина или подбор гипертензивного препарата — достаточно длительный процесс, который требует обследований, дополнительных консультаций и пр. Поэтому если вы планируете уехать в другой регион надолго и знаете, что в это время может понадобиться плановая медицинская помощь — прикрепитесь к поликлинике по месту пребывания.
Внесите телефон горячей линии своей страховой компании в записную книжку мобильного телефона, и звоните по нему в любом спорном случае. Если вы давно не использовали полис, позвоните на горячую линию своей страховой компании (телефон указан на полисе), уточните, есть ли данные о нем в соответствующем регистре застрахованных.
Что делать, если вынуждают платить за лечение?
Обращаться к руководителю медучреждения, звонить в Территориальный фонд ОМС региона, в котором вы, и где вам отказали в бесплатной медпомощи. В каждом субъекте РФ организована работа Контакт-центров в сфере ОМС, номер телефона такого Контакт-центра должен быть размещен на стендах в каждом медучреждении, на сайте каждого Территориального фонда ОМС. Этот номер и другие реквизиты Контакт-центра всегда подскажут, если вы позвоните на горячую линию в свою страховую компанию.
Если пришлось заплатить – сохраните чек, и предупредите, что будете обжаловать эту вынужденную оплату (напишете жалобу). Если вам предлагают подписать договор на оказание платных услуг (а по-другому оплата медицинской помощи в РФ не законна) – внимательно прочитайте его и не подписывайте, если в нем указано, что вы ознакомлены с тем, что можете получить медпомощь бесплатно, но добровольно решили заплатить.
Всероссийский союз страховщиков