Очередную попытку запретить всю рекламу лекарственных средств на телевидении предприняли члены Совета Федерации РФ Валерий Рязанский, бывший заместитель министра здравоохранения Игорь Каграманян и Сергей Лисовский. Сенаторы предлагают поправки в закон "О рекламе". согласно ему, в настоящий момент нельзя рекламировать только рецептурные препараты. Доводы законодателей очевидны: Реклама стимулирует самолечение, далека от заботы о здоровье людей, преследует лишь коммерческие цели. При этом выглядит как рекомендация для миллионов людей - как и чем им нужно лечиться. А такие советы может давать лишь врач. Авторы проекта в сопроводительной записке отмечают важные моменты:
О рекламе незарегистрированных препаратов:
Статья 24 Федерального закона «О рекламе» не содержит запрет на рекламу лекарственных препаратов, не прошедших государственной регистрации (такой запрет содержится в ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»).
О опасности рекламы антидепрессантов:
На рекламе на телевидении целиком основывается рост рынка антидепрессантов, поскольку люди, которые употребляют эти препараты обладают в силу депрессивных психических состояний повышенной внушаемостью. Между тем, неконтролируемое употребление этих препаратов, в том числе несовершеннолетними, может способствовать росту суицидов, чему есть недавние примеры за декабрь 2017.
О противопоказаниях, аллергии, привыкании:
Реклама, адресованная персонально неопределенному кругу зрителей телепередач и телепрограмм не позволяет учесть индивидуальные особенности здоровья, наличие показаний и противопоказаний к применению конкретным потребителем того или иного лекарственного препарата, подлежащего отпуску по рецепту. Подобная реклама создает условия для несогласия пациентов следовать рецептурным назначениям медицинских
работников, что в свою очередь ведет к правонарушениям (статьи 14.4.2 КоАП) со стороны аптечных организаций, в виде отпуска соответствующих лекарственных препаратов без рецепта по сформированному на основе рекламы в телепередачах и телепрограммах желанию потребителя, что создает риск для жизни и здоровья потребителей лекарств, в виде аллергических реакций, привыкания, неучтенного побочного действия и иных негативных следствий
О самолечении и его вреде:
Рекламодатель лекарственных средств, распространяющий соответствующую рекламу в телепередачах и телепрограммах побуждает зрителей указанных программ и телепередач - потребителей лекарственных средств к приобретению рекламируемых лекарственных средств, подменяя собой медицинского работника, чем стимулирует самолечение, предлагая потребителю «простые» средства от повышения давления, от высокого уровня холестерина, от ожирения и т.п.
Отметим: Совсем недавно с похожей инициативой выступали депутаты ЛДПР, до этого законы о запрете рекламы лекарств были отклонены и в 2013 году, в 2015 и в начале 2017 года. Поэтому шансы на прохождение в Думе этой (уже пятой) попытки - невелики.
Законопроект: О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе"
Комментарии